Русско-французский семейный скандал, на который пришлось реагировать министру иностранных дел Сергею Лаврову, приковывает к себе внимание всю последнюю неделю
Из Москвы
Ситуация патовая
История Беленькой и Андре достигла апогея на прошлой неделе: Ирина была задержана, когда пыталась вместе с трехлетней дочкой пересечь венгерско-украинскую границу. Теперь Ирина Беленькая пробудет в венгерской тюрьме до 25 мая. Она надеется, что до этого времени что-то изменится в ее пользу: или юристы по международному праву придумают выход из правового тупика, или первые лица стран как-то договорятся.
Сейчас эксперты спорят: это юридический пат или обычное семейное дело, случайно раскрутившееся до уровня европейского скандала. Сторонники первой точки зрения считают, что главная проблема в двойном гражданстве девочки: ее судьбу может решать как французский суд, так и российский. И пока невозможно понять, чей вердикт перевесит чашу правосудия.
Многое в этой истории неясно. Известно точно лишь, что Ирина Беленькая и Жан-Мишель Андре поженились и у них родилась дочь Элиза. Вскоре после ее рождения они разошлись, и Ирина, несмотря на решение французского суда о том, что ребенок должен воспитываться отцом, взяла дочь и увезла в Москву. С точки зрения французского закона это похищение, и даже тот факт, что родители до сих пор не разведены, роли не играет. С французским законодательством иностранцу вообще спорить не приходится: оно защищает только своих граждан, а права иноземных родителей практически не учитывает.
Через некоторое время Жан-Мишель приехал в Москву и забрал дочь, когда она гуляла на улице с няней. Естественно, мама была против, но ее никто не спрашивал. И вот в конце марта она проделывает то же самое - забирает Элизу у экс-супруга. В обстоятельствах сейчас разбирается следствие: по словам Жана-Мишеля, двое мужчин его избили, а Ирина посадила девочку в машину и увезла. Впрочем, до России ей добраться не удалось - поскольку она находилась в розыске, пограничная проверка сразу ее разоблачила.
По законам своей страны...
Photo
Ирина Беленькая пробудет в венгерской тюрьме до 25 мая.
«Оба совершили похищение, - уверен руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по защите прав граждан за рубежом Александр Соколов. - Отец виноват по российскому закону, а мать - по французскому. Возникла сложная правовая коллизия».
Генеральный директор Центра защиты прав граждан России за рубежом Дмитрий Давыденко добавляет: «Получается, что каждый из родителей действует в рамках закона, но каждый - своего. В России более либеральное законодательство, оно учитывает права второго родителя независимо от его гражданства, а во Франции - нет».
По мнению экспертов, на сегодняшний день нет ни одной международной конвенции, которая помогла бы разрешить эту ситуацию. Есть, например, Гаагская конвенция о похищении детей. Россия ее не ратифицировала по своим причинам, однако даже если бы она к ней присоединилась, это означало бы только тот факт, что и на родине Ирина Беленькая стала бы преступницей. Сейчас по российским законам Ирина невиновна, поскольку родитель априори не может быть похитителем (если только он не лишен родительских прав). Вот она и стремилась во что бы то ни стало привезти дочь на территорию России, где ее не будут судить. В Европе существует масса законов, затрагивающих проблемы матери и ребенка (есть даже Конвенция о правовом статусе внебрачных детей), но ни в одном из этих документов не объясняется, как быть, если у ребенка двойное гражданство.
А разрешение где?
Photo
Фото AFP.
Жан-Мишель Андре вывез дочь во Францию.
Никакого правового тупика в этой истории нет, считает российский адвокат Ирины Беленькой, глава ассоциации «Отцы и дети» Георгий Тюрин.
- Ситуация предельно проста, если знать факты, а также быть специалистом в правовых вопросах, в Семейном кодексе, - уверен Георгий Тюрин. Он изложил свою версию событий.
После того как отец Элизы Жан-Мишель Андре вывез ребенка во Францию, Ирина обратилась к Георгию Тюрину за юридической помощью. Адвокат, что интересно, не расценивает действия Жана-Мишеля Андре как похищение:
- Отец ребенка имел на руках решение французского суда о том, что ребенок должен остаться с ним во Франции. Российские правоохранительные органы отказались ему содействовать в исполнении этого решения. Поэтому он его исполнял самостоятельно.
Ну, допустим, забрать ребенка у няни французский папа мог, однако непонятно, как он вывез дочь за границу. В России это невозможно сделать, не имея нотариального разрешения от второго супруга, но понятно, что Ирина его дать не могла. Сейчас следственным отделом по Северному округу столицы СКП РФ возбуждено уголовное дело по статье «похищение несовершеннолетнего» - в его рамках и будет дан ответ на вопрос.
Матери нечего противопоставить решению суда
По логике вещей Ирине Беленькой, конечно, нужно было начинать бороться за дочь еще во Франции - опротестовывать решение суда, который постановил оставить ребенка с отцом. Однако она этого не сделала, видимо, не надеясь на успех. И решила действовать по-русски.
- Она консультировалась со мной, - рассказывает Георгий Тюрин, - что будет, если она поступит точно так же, как и отец, - самостоятельно заберет ребенка из Франции в Россию. Я объяснил, что по французским законам это уголовное преступление, если ее поймают и осудят, то она попадет в тюрьму. И внушал ей это очень твердо и настойчиво. Она сказала, что все понимает. Дальше в свои планы она меня не посвящала, и о том, что случилось, я узнал по факту из СМИ.
Судя по всему, тогда Ирина уже была в таком состоянии, что ей сложно было подчиняться логическим доводам. Она пытается легализовать свои материнские права в России. Георгий Тюрин объяснил ей, что ей нужно подать исковое заявление в суд - по определению места жительства ребенка на родине. Подобные дела рассматриваются автоматически и ребенка чаще всего отдают маме.
- Однако пока ни одного решения суда по делу Ирины Беленькой не существует. Ирина, не слушая моих доводов, заявления даже не подавала, - утверждает адвокат. - Вместо этого она обратилась в Домодедовский суд Московской области с заявлением о расторжении брака. Однако и это дело она не довела до конца - не явилась на судебное заседание...
В общем, на сегодняшний день Ирине нечего противопоставить решению французского суда, которым оперирует отец ребенка. Впрочем, по словам Тюрина, у него разработана линия защиты Ирины, и надежда на положительный исход есть.
- Возможен вариант двусторонних отношений, - говорит Александр Соколов, - например, у нас есть подобное соглашение с Венгрией - оно указывает на алгоритм действий: какое законодательство в каком случае применять и как выстраивать приоритеты. С его помощью можно разрешать конфликтные ситуации относительно лиц с двойным гражданством. Существуй такой договор с Францией, троекратного похищения девочки можно было бы избежать.
Мировая или суд?
Даже если Георгий Тюрин прав и дело Ирины Беленькой укладывается в рамки обычного судопроизводства, решить его в каком-нибудь районном суде Парижа или Москвы уже не получится - слишком громкий оно дало резонанс. Эксперты опасаются международного конфликта между Россией и Францией - так возбуждено общественное мнение: каждая страна защищает своего гражданина. В такой ситуации нужно решение только очень авторитетного международного суда, который находится над схваткой.
Международных браков становится все больше, и бракоразводных процессов, естественно, тоже. Например, во Франции за последний год было 250 случаев конфликтных ситуаций с вывозом детей. И даже когда обе страны находятся в еврозоне и подчиняются общим законам, это не всегда спасает. Всем известно дело гражданки Латвии Натальи Силовой, которая уехала с дочкой Алисой от своего бывшего мужа гражданина Великобритании Криса. Латвийский суд, подчиняясь общеевропейским нормам, постановил вернуть ребенка отцу, несмотря на то, что в то время мама еще кормила ребенка грудью. Что характерно, результат суда не устроил ни одну из сторон: Наталью - потому, что она добивается, чтобы ребенка отдали ей; Криса - потому, что решение суда есть, но процедура передачи еще не отработана и дочь он не получил. В ситуации, когда экс-супруги никак не могут пойти на мирные переговоры, нужны другие, авторитетные и мудрые, решения.