Йом Ха-Шоа
Национальный Мемориал Катастрофы (Шоа) и Героизма
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Йом Ха-Шоа ивр. - יום השואה - День Катастрофы, День памяти Катастрофы и героизма - День поминовения погибших во время Катастрофы европейского еврейства
Установлен: 12 апреля 1951 г.
Отмечается в Израиле в период с 27 нисана
В 2009 году 21 апреля
День Катастрофы (ивр. יום השואה, Йом ха-Шоа) — национальный день траура в Израиле и за его пределами, установленный Кнессетом в 1951 году. День, в который по всему миру вспоминаются евреи, ставшие жертвами нацизма во время Второй мировой войны.
История возникновения
Необходимость установления Мемориального дня в память о жертвах нацизма отчётливо ощущалась евреями во всём мире. Вскоре после обретения Израилем независимости (1948) развернулась дискуссия о том, какая дата является подходящей для увековечивания памяти о Катастрофе. Были высказаны разные мнения, и эта тема стала предметом жарких политических и религиозных дискуссий.
Бен Гурион (в то время — премьер-министр и руководитель правящей партии Мапай) считал 27-е число месяца нисан, день начала восстания в Варшавском гетто, наиболее подходящей датой. Бен Гурион видел в восстании Варшавского гетто ответ будущим нападкам воинствующего антисемитизма. По этой же причине он назвал этот день Иом ха-Шоа ве-ха-Гвура (День Катастрофы и героизма).
Менахем Бегин, лидер оппозиционной партии, считал наиболее подходящей датой 9 Ава — всеобщий день национальной трагедии, когда были разрушены Первый и Второй Храмы. Ультраортодоксальные раввины разделяли эту точку зрения.
Главный Раввинат и движение Мизрахи считали самым подходящим 10-е число месяца тевет. По их мнению, этот день поста, установленный в память о начале разрушения Иерусалима, отвечал идее дня памяти. Сегодня Главный Раввинат Израиля отмечает этот день как траурный день национального «Каддиша».
12 апреля 1951 года Кнессет принял резолюцию о провозглашении 27-го числа месяца нисан Днём памяти Катастрофы и героизма.
Обычаи
Этот день является недавним добавлением к еврейскому календарю памятных дней, и потому его обычаи находятся в стадии формирования.
В некоторых синагогах в Йом а-Шоа проходит особая служба. Обычно зажигают шесть мемориальных свечей — в память о шести миллионах погибших во время Катастрофы европейского еврейства, — и произносится поминальная молитва Азкара.
На кладбищах Иоганнесбурга и Кейптауна проводятся особые мемориальные церемонии. На кладбище Уэст Парк южно-африканским художником Германом Уалдом был создан мемориал, состоящий из шести огромных шофаров. В Израиле Йом а-Шоа — это Национальный День Траура, установленный Кнессетом. Официальная церемония проводится в Яд ва-Шем (Мемориальном центре Катастрофы в Иерусалиме).
Утром в этот день по всей стране звучит сирена, во время которой замирает вся страна, и граждане минутой молчания отдают дань памяти погибшим. При этом не важно, где они находятся в это время: идут ли по улице, едут ли а автобусе, поезде или машине или находятся на работе или дома. Если они находятся на работе или дома или идут по улице, они встанут или остановятся и будут стоят с опущенной головой во время звучания сирены. Если едут в машине или в автобусе, они остановятся, выйдут из машины и будут стоят с опущенной головой во время звучания сирены. Даже если они едут на поезде между населёнными пунктами и сирена не слышна, машинист в назначенное для сирены время остановит поезд и все встанут со своих мест и будут стоят с опущенной головой во время звучания сирены.
Существует разногласие по поводу приемлемости данной традиции. Сирена никогда не являлась атрибутом иудаизма. Некоторые, в основном ортодоксальные евреи, считают неприемлемым использовать неиудейские обычаи и поэтому не встают под звук сирены. Таких людей однако исчезающе мало.
Весь народ молится о том, чтобы времена гибели и ужаса никогда не повторились...
Лагеря смерти
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Лагеря смерти — концентрационные лагеря, созданные с целью уничтожения людей — так называемых «врагов» , различных групп населения. Первые лагеря были созданы с целью изоляции и интернирования лиц, подозреваемых в оппозиции нацистскому режиму, однако вскоре они развились в гигантскую машину подавления и уничтожения миллионов людей разных национальностей, врагов или представителей «низших» групп населения — в странах, попавших под власть нацистов, и сыграли решающую роль в проведении нацистской политики уничтожения евреев.
Когда с Майданека налетал ветер, жители Люблина запирали окна. Ветер приносил в город трупный запах. Нельзя было дышать...
Ветер с Майданека приносил в город ужас. Из высокой трубы крематория в лагере круглые сутки валил черный, смрадный дым. Дым относило ветром в город. Над люблинцами нависал тяжкий смрад мертвечины. К этому нельзя было привыкнуть.
"Печами дьявола" звали поляки печи крематория на Майданеке и "фабрикой смерти" - лагерь.
Используемые нацистами для убийства евреев, славян и узников других национальностей лагеря смерти были построены по специальным проектам, с расчётной мощностью на заданное количество людей. В них уничтожались люди разных национальностей, представители «низших» и враги «массовых» групп населения. В лагерях были специальные приспособления для массовых убийств.
Умерщвление людей в лагерях смерти было поставлено на конвейер. Лагерями смерти, предназначенными для массовых убийств евреев и цыган, были Треблинка, Хелмно, Белжец, Собибор, а также Майданек и Освенцим (которые были и концентрационным лагерями) в Польше.
Также к лагерям смерти можно отнести Ясеновац (система лагерей для сербов и евреев) в Хорватии и Малый Тростенец в Белоруссии.
Жертвы, как правило, свозились в лагеря эшелонами, а потом уничтожались в газовых камерах.
Технология уничтожения
Аушвиц (Освенцим)
Типичная последовательность действий, производимых в Освенциме и Майданеке над гражданскими лицами еврейской и цыганской национальностей сразу после прибытия (в пути люди умирали в вагонах от жажды, удушья): отбор на немедленное уничтожение на выходе из вагонов; немедленная отправка отобранных для уничтожения в газовые камеры. В первую очередь отбирали женщин, детей, стариков и нетрудоспособных. Оставшимся предстояла татуировка номера, каторжный труд, голод. Тех, кто заболевал или просто ослабевал от голода, немедленно отправляли в газовые камеры.
В Треблинке, Хелмно, Белжеце, Собиборе в живых временно оставляли лишь тех, кто помогал убирать из газовых камер и сжигать трупы, а также сортировать вещи убитых, и тех, кто обслуживал охрану лагерей. Все остальные подлежали немедленному уничтожению.
Опишем один из таких эшелонов, привезший из Львова 6700 человек. При высадке на станции их уже поджидали эсэсовцы. Вот описание:
«Отворяют дверцы вагонов и нагайками выгоняют людей; через громкоговоритель даются приказания; всем надо сдать вещи и одежду, даже костыли и очки… Ценные вещи и деньги сдают в окошко с надписью: „Драгоценности“. Женщин и девушек направляют к цирюльнику, который двумя взмахами ножниц срезает им волосы, набиваемые в мешки из-под картофеля …Потом начинается марш… Справа и слева проволочные заграждения, а сзади десятки украинцев с винтовками. Мужчины, женщины, девушки, дети, младенцы, безногие калеки, все голые, как мать родила, идут толпой. На повороте, у входа в здание, стоит, ухмыляясь, эсэсовец и обьявляет ласково: „Ничего дурного вам не сделают.. Вы только должны дышать поглубже. Это укрепляет легкие. Правильное вдыхание необходимо для дезинфекции“. Его спрашивают, что будет с женщинами, и он отвечает, что мужчинам придется, конечно, работать на стройке дорог и домов. . а женщины работать не будут, — они, если захотят, смогут помогать на кухне или по хозяйству… У некоторых в душе мелькает надежда, достаточная, чтобы без сопротивления продолжать брести к газовым камерам.
Большинство знает хорошо, какая судьба им уготована. Ужасная, все проникающая вонь обнаруживает истину. Они подымаются по нескольким ступенькам—и уже видят непредотвратимое. Нагие матери, онемев, прижимают младенцев к груди. С ними масса детей всех возрастов — все нагие. Они медленно… но все продолжают двигаться безмолвно по направлению к камере смерти. Идущие сзади напирают, эсэсовцы нагайками подгоняют толпу.
Женщина лет сорока проклинает главаря убийц и кричит, что кровь ее детей падет на его голову. Офицер СС Вирт собственноручно ударяет ее пять раз хлыстом по лицу, и она исчезает в газовой камере. Многие молятся… Эсэсовцы вталкивают людей внутрь. —»Наполнить до отказа!«—командует Вирт. Голые люди наступают друг другу на ноги. Семьсот-восемьсот человек… Двери замыкаются. Оставшиеся из транспорта ждут своей очереди. Ждут голыми и зимой… Но дизель не действует. Проходит 50 минут… 70 минут… А люди в камере стоят. Слышен их плач… Штурмбаннфюрер СС профессор доктор Панненштиль, лектор по гигиене в Марбургском университете, замечает:»Точно как в синагоге!"
Наконец, через 2 часа и 49 минут, дизель начинает работать. Проходит 25 минут. Многие уже мертвы, — это видно через глазок… Через 28 минут некоторые еще живы… Спустя 32 минуты мертвы все… С другой стороны еврейские рабочие отмыкают двери. Мертвецы стоят, как базальтовые столбы—им некуда упасть. И после смерти еще можно распознать семьи—они стоят, прижавшись друг к другу и держась крепко за руки. С трудом только удается отделить тела, чтобы очистить место для следующей партии. Выбрасывают трупы — полневшие, покрытие смертным потом и мочой. Среди них младенцы, детские трупики, — но нет времени! Две дюжины еврейских рабочих заняты тем, что обследуют полость рта убитых, открывая ее с помощью железных крюков. Приказ: «с золотыми зубами—налево, без золота—направо». Другие проверяют интимные части тела в поисках укрытого золота и бриллиантов… Вирт показывает полную консервную банку и восклицает: «Подыми-ка, посмотри, сколько золота!»
Так это происходило в Белжце и в других местах. На дверях в газовые камеры была надпись: «Умывальня и ингаляторий».
— из речи генерального прокурора Израиля на процессе Адольфа Эйхмана в 1960 г.
Известны примеры героического сопротивления обреченных на смерть людей. Евреи из Шидлицкого гетто, взбунтовавшиеся в ноябре 1942 г. в лагере Треблинка, были перебиты охранниками лагеря; в конце 1942 г. в этом же лагере вооруженное сопротивление оказали евреи из Гродненского гетто. В августе 1943 г. заключенные ворвались в оружейные склады Треблинки и напали на охрану лагеря; 150 повстанцам удалось бежать, но сотни были схвачены и убиты.
В октябре 1943 г. восстали узники лагеря Собибор; из 400 человек, прорвавшихся через заграждения, 60 удалось бежать и примкнуть к советским партизанам.
В октябре 1944 члены еврейской зондеркоммандо (те, кто переносили тела из газовых камер в крематории) в Освенциме, узнав о намерении немцев ликвидировать их, взорвали крематорий. Почти все повстанцы погибли.